3 ноября 2009. Москва

Об обеспечении безопасности объектов социального обслуживания

В Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС Дмитрий Медведев провёл совещание в режиме видеоконференции, посвящённое вопросам безопасности социальных учреждений.

31 января текущего года в результате пожара в доме престарелых в Подъельске (Республика Коми) погибли 23 человека. Ранее подобные трагедии произошли в домах престарелых станицы Камышеватская Краснодарского края и Чернском районе Тульской области.

На совещании в феврале текущего года Президент поручил провести комплексную проверку социальных учреждений.

О результатах этой работы Президенту доложили помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента Константин Чуйченко, Генеральный прокурор Юрий Чайка, Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу, Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, а также Глава Республики Коми Владимир Торлопов, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка.

Открывая совещание, Президент отметил, что ситуация с противопожарной безопасностью постепенно улучшается. Однако немалая часть социальных учреждений по-прежнему находится в ветхих домах. Остро стоит вопрос об обеспечении медицинским оборудованием. Президент также отметил низкий уровень подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях обслуживающего персонала и руководителей учреждений. Глава государства подчеркнул, что решение кадровых вопросов находится в компетенции местных властей. Глава государства поручил руководителям субъектов Федерации и главам муниципалитетов держать ситуацию под личным контролем.

Президент также подчеркнул необходимость контроля за состоянием социальных учреждений со стороны общественных и волонтёрских организаций.

Перед совещанием Д.Медведев осмотрел Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС. Центр управления кризисными ситуациями создан в 2006 году. Это многоуровневый комплекс нового поколения для оперативного управления и экстренного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также их предупреждения и ликвидации. Использование новейших технологий в работе центра позволяет обрабатывать все виды информации в режиме реального времени с использованием возможностей глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS) и использовать технологии глобального мониторинга на основе космического дистанционного зондирования Земли.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги – и те, кто в зале, и те, кто на связи, сегодня у нас вполне конкретный повод для видеосовещания, видеоконференции. Мы будем говорить об обеспечении безопасности социальных учреждений. Тема, к сожалению, для нас тяжёлая, не новая, и напомню, что на федеральном уровне мы вынуждены были к ней ещё раз обратиться после ряда трагических событий.

31 января этого года в результате пожара в доме престарелых в Подъельске (Коми) погибло 23 человека, в 2007 году подобные трагедии произошли в домах престарелых в Краснодарском крае (погибло 63 человека) и в Тульской области (погибло 32 человека). Даже эти цифры показывают, что масштаб трагедии очень серьёзный, и, несмотря на предпринимаемые усилия, проблемы остаются.

В феврале мы проводили совещание, я дал поручение нашим коллегам провести тщательную комплексную проверку всех домов престарелых. Результаты её удручающие, очень плохие: выявлены были десятки тысяч нарушений, связанных с безопасностью таких объектов, не говоря уже о том, что просто безответственное отношение к своим обязанностям, просто чёрствое отношение к людям, к детям, инвалидам, престарелым оказались типичными для целого ряда регионов.

Вскрылись и другие очень неприятные факты, мы о них тоже говорили. Напомню, что в ходе расследования оказалось, что интернат в Подъельске – это «призрак», его юридически не существует, но там жили люди, всё происходило бесконтрольно. Люди погибли.

По результатам этой проверки к административной ответственности было привлечено 900 человек и значительное число организаций. Устранено свыше 60 тысяч требований, касающихся нарушения правил противопожарной безопасности. В учреждениях социального обслуживания и здравоохранения проведена инвентаризация. Интернаты, дома престарелых, другие социальные учреждения оснащаются современными системами оповещения и дополнительным оборудованием. Мы только что с Сергеем Кужугетовичем [Шойгу] посмотрели ряд новых образцов, выглядит это всё серьёзно. Я попрошу, чтобы об этом был сделан более полный доклад, а по итогам я приму решение, что делать дальше с техническим оснащением.

Тем не менее у нас ещё остаются учреждения социального обслуживания, учреждения здравоохранения, где проживают престарелые, инвалиды, дети, где отсутствует или неисправна пожарная сигнализация и тем более отсутствует система оповещения. Это предмет для анализа и соответствующих выводов.

В целом ситуация была изменена. Однако значительная часть социальных учреждений по известным причинам до сих пор находится в ветхих домах. Остро стоит вопрос об обеспечении этих учреждений медицинским оборудованием. Поэтому я хотел бы, чтобы в этом зале, несмотря на то, что мы говорим о безопасности медицинских и социальных учреждений, прозвучал ответ и на этот вопрос в докладе Министра здравоохранения.

Ещё один очень важный аспект. Был выявлен целый ряд фактов, когда обслуживающий персонал, даже руководители этих учреждений, не говоря уже о некоторых вышестоящих начальниках, просто оказались не готовы к такой ситуации, действовали безалаберно и безответственно. Фактически это те лица, которые несут прямую ответственность за жизнь и здоровье беспомощных людей, больных людей. Это тоже повод для того, чтобы принять окончательные решения.

Административная ответственность – это, конечно, важно, это существенно. Я бы хотел понять, помимо административной ответственности что произошло, какие другие меры воздействия были предприняты, были ли возбуждены уголовные дела, дошли ли эти дела до суда, понесли ли виновные в соответствующих чрезвычайных происшествиях лица уголовную ответственность. Я хотел бы отметить, что решение этих кадровых вопросов относится к компетенции властей наших территорий, а также местных властей. И именно они должны этими вопросами заниматься, и именно они обязаны навести порядок.

У нас каждый день случаются происшествия. Вот только что оперативный дежурный докладывал: и сегодня произошло несколько крупных пожаров, один из них – в Балахне, в других населённых пунктах, – но это та работа, которая в регулярном порядке ведётся Министерством по чрезвычайным ситуациям. Есть другие вопросы, которые не отслеживаются МЧС и которые на самом деле являются предметом коллективной ответственности властей регионов, местных властей, а также всех, кто вообще неравнодушно относится к этим проблемам.

Недавно целая история была по поводу интерната, который расположен в Псковской области [дом-интернат в посёлке Ямм]. И мне успели написать, и губернатору успели написать. Там быстро с этим разобрались: уволили директора интерната, проводится проверка. Почему я об этом говорю? У нас ещё очень много тяжёлых, сложных объектов, ветхих объектов, объектов, которые пока, к сожалению, не оснащены современной техникой. Поэтому очень многое зависит от нас самих, от неравнодушного отношения к делу, от того, какие люди вокруг, от того, используются ли возможности добровольцев, от того, насколько те, кто хотел бы повлиять на ситуацию, готовы об этом сообщать, и ещё в большей степени от того, насколько губернаторы, а также руководители муниципальных органов на такого рода сигналы реагируют, а не отмахиваются от таких обращений, как от назойливых мух. Вот это очень и очень важно. Поэтому я думаю, что мы должны наладить всестороннее сотрудничество между государственными структурами, структурами местного самоуправления и волонтёрскими организациями. Именно они находятся на острие, и зачастую именно они способны дать первичную информацию о неблагополучном состоянии. Я сейчас даже не говорю о противопожарной безопасности, это отдельная техническая программа, а я говорю о ситуации содержательной: вообще, что это за социальное учреждение, существует ли оно юридически, как работает персонал. Надо наладить это сотрудничество.

Я думаю, что этого достаточно для начала разговора. Очевидно, что тот вопрос, который мы с вами сегодня обсуждаем, коллеги, это вопрос не только юридический, не только государственный вопрос, но это и нравственный вопрос. И от того, как серьёзно мы будем заниматься, будет зависеть и моральное настроение, будет зависеть нравственный настрой в обществе.

* * *

Уважаемые коллеги, давайте подводить итог.

Это у нас не первый разговор на эту тему. Цифры, которые звучат, они, с одной стороны, вроде бы отражают позитивную динамику, с другой стороны – они всё-равно выглядят очень и очень тяжело. Вот говорят: сократилось на 72 процента, на 50 процентов, – мы же понимаем, что это значит. Во-первых, цифры всегда условны, а во-вторых, если сократилось на 50 процентов – значит, в 50 процентах ещё полный бардак. Поэтому решение этого вопроса – дело персональной ответственности губернаторов и руководителей муниципальных образований.

Вопрос о выделении денежных средств. Даже несмотря на кризис, в условиях уменьшения расходов и корректировки бюджетов, деньги можно найти, я в этом абсолютно уверен. Отрезать от дворцов, от каких-то крупных инфраструктурных проектов, от других трат, которые не очень понятны, уменьшить закупку представительских автомобилей – в общем, оптимизировать эти расходы и выделить [средства] на содержание самых тяжёлых наших социальных учреждений. Это всё в ваших руках. Ещё раз обращаю на это внимание губернаторов и требую исполнения всех поручений по этому поводу.

Сухой остаток: технологические новшества надо внедрять; нормативные документы как федеральные, так и региональные поправить; конкретные проблемы, которые были названы здесь министрами и Генеральным прокурором, – устранить в кратчайшие сроки; процессы как административные, так и уголовные – довести до конца.

Сохраняю вопрос на своём личном контроле.