20 июня 2009

О законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций

Из встречи с председателем Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллой Памфиловой и членами Общественной палаты

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Обещания нужно исполнять. Вы помните, мы в апреле этого года на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с вами разговаривали на одну тему, которая волнует очень сильно наши НПО, а именно: законодательная база и практика применения этого законодательства. Не только сам закон, но и практика применения.

Я поручил создать рабочую группу, в которую вошли члены Совета по правам человека, члены Общественной палаты, и сотрудники, соответственно, Администрации Президента, [представители] Государственной Думы, Совета Федерации, то есть наши законодатели, и Министерства юстиции. В результате были выработаны определённые предложения, которые легли в основу законопроекта, представленного мне на рассмотрение и внесение.

Я кое-что коротко прокомментирую для вашего сведения, тем более что вы работали над этим документом. Вы знаете, что 90 процентов наших НПО – это такие совсем маленькие «энпэошки», небольшие организации, у которых объём оборота не превышает три миллиона рублей. И, собственно, штатная численность там тоже небольшая – несколько человек. В то же время они пудами носят эту отчётность, и, конечно, это не способствует эффективной деятельности этих организации.

Поэтому, посчитав, что такая отчётность обременительна, есть предложение эту отчётность упростить. То есть будет достаточно просто уведомлять регулярно государство о том, что организация продолжает свою деятельность, что она не умерла и что она хочет дальше работать. Это первое.

Второе, что предлагается сделать, – ограничить перечень документов, которые органы власти вправе запрашивать у некоммерческих организаций.

Третье – по проверкам. Мы часто говорим про проверки малого бизнеса. И здесь предлагается уменьшить количество проверок – их, как и малые предприятия, предлагается проверять не чаще чем один раз в три года, что будет справедливо и по количеству людей, которые там работают, и просто по объёму деятельности, которая там проистекает, по объёму денежных средств.

Ну и, наконец, будут сокращены сроки рассмотрения регистрационных документов. При этом те инициативные группы, которые допустили ошибки при подготовке соответствующих документов, в этом случае не будут утрачивать право на исправление этих ошибок и повторную подачу, что было предусмотрено и что сейчас предусмотрено действующим законом.

На мой взгляд, это достаточно серьёзное изменение законодательства об общественных объединениях, в том числе о неправительственных организациях. Я этот законопроект считаю правильным и внесу сегодня его в Государственную Думу для рассмотрения. Но при этом полагал бы разумным, чтобы рабочая группа, которая здесь частично как минимум представлена, продолжила работу по модернизации законодательства в этой сфере и вообще в области развития гражданского общества, по модернизации этого законодательства, по контролю, по общественному мониторингу применения этого законодательства, что, на мой взгляд, тоже нелишне. Не одна прокуратура должна за этим следить, вы тоже, как представители общественных объединений, должны это делать.

Ещё одну тему хотел бы обозначить в этом составе, она напрямую, может быть, не связана с законом об НПО, но тем не менее она тоже связана с развитием гражданского общества. У нас уже несколько лет некоммерческие объединения получают государственные гранты на реализацию так называемых социально значимых проектов. В девятом году на эти цели запланировано миллиард двести миллионов рублей. В общем, деньги достаточно немаленькие. Основные направления – это образование, культура, охрана здоровья, это наши постоянные приоритеты. Но мы понимаем, что сегодня жизнь несколько сложнее, чем была, и основной проблемой для значительной части людей, и, к сожалению, для молодёжи в том числе, является безработица или отсутствие постоянного источника дохода. Это серьёзное испытание, особенно тогда, когда только что закончил университет или когда у тебя какие-то другие обстоятельства, сложные. Причём есть люди, у которых и физические возможности просто существенно ограничены.

Поэтому я в рамках тех решений, которые принимал на эту тему и буду принимать, решил предоставить всем уполномоченным неправительственным организациям, которые получают вот эти соответствующие гранты для последующего распределения, право оказывать прямую адресную поддержку отдельным гражданам. То есть не тратить это на общие программы, они, конечно, тоже нужны, и мы продолжим этим заниматься, но оказывать прямую адресную персональную поддержку отдельным нашим гражданам. Речь, конечно, идёт о выпускниках вузов, о молодых талантливых людях, изобретателях, но не только. Это в конечном счёте должно быть по усмотрению самой организации, но при наличии должного контроля, конечно, потому что это государственные средства и этот контроль должен быть обеспечен. Я в этом смысле обращаюсь и к Администрации, с тем чтобы этот контроль был налажен. Я надеюсь, что это будет таким солидарным вкладом государства, с одной стороны, с другой стороны – наших неправительственных организаций, общественных организаций в работу по преодолению социального спада, по преодолению социальных последствий экономического кризиса.