29 мая 2009

О ЕГЭ и качестве дипломов (из беседы со студентами Тихоокеанского госуниверситета 21 мая 2009 года)

ВОПРОС: Хотела бы задать вопрос – наверное, надо было задать его вначале – про ЕГЭ. Меня зовут Анна, я уже практически скоро закончу университет, у меня всё нормально.

Д.МЕДВЕДЕВ: Поэтому ЕГЭ Вам не грозит.

РЕПЛИКА: ЕГЭ мне не грозит, надеюсь. У меня есть 15-летний брат...

Д.МЕДВЕДЕВ: Ему грозит.

РЕПЛИКА: Он профессионально последние 9 лет занимается спортом.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, я в отличие, может быть, от некоторого количества пессимистов не разделяю отрицательного отношения к ЕГЭ.

Я сейчас попробую сформулировать свою позицию. Я считаю, что, несмотря на издержки переходного периода, это всё-таки более цивилизованный и более современный способ определить уровень знаний, и, кстати, похожего класса тесты существуют во всем мире. Более того, непредвзятые наблюдатели, я недавно разговаривал, считают, что наш ЕГЭ даже по некоторым позициям более современный, он лучше. Но готовиться к нему действительно надо, здесь на халяву не проедешь и не спишешь, а мы все этими технологиями владели, хотя я ничего не списывал никогда, абсолютно честно вам говорю. (Смех.) В университете никогда ничего не списывал, всё сдавал сам. Тем не менее это современный способ сдачи экзамена, к нему надо готовиться, и для, как Вы сказали, творческих людей, и для спортсменов это отдельная проблема.

ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, сейчас в вузах Российской Федерации вводится система бакалавриата и магистратуры. Мне как будущему магистранту (я в следующем году уже выпускаюсь) интересно, будут ли сделаны какие-то дальнейшие шаги для того, чтобы в странах ЕС наш диплом магистра котировался наравне с другими?

Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, отвечу так. Во-первых, создание магистратуры и бакалавриата – это всё-таки наш шаг в рамках так называемого Болонского процесса. Мы долго думали, спорили, ректоры в том числе, спорили на эту тему. В конечном счёте государство приняло позицию, чтобы сохранить оба пути получения высшего образования в стране: и так называемый специалитет, то есть получение специализации в рамках классического нашего образования, и магистратуру и бакалавриат. Я считаю, что это правильное решение, будущее покажет, что будет более перспективным; тем более, по моим ощущениям, в некоторых ситуациях прежняя система подготовки всегда будет более эффективной, а в других ситуациях бакалавриат и магистратура – гораздо более, может быть, приспособленная форма.

Что касается позиционирования наших магистров, бакалавров. Вы знаете, я не скажу ничего нового здесь, но я опять же считаю, что эта проблема не развитости института бакалавриата, магистратуры, а проблема собственно самого университета. Если нормальный университет, то и бакалавр, и магистр из этого университета – почитаемые люди. Если университет слабенький, то что бы мы ни делали на государственном уровне, какие бы мы соглашения ни подписывали, всё равно за границей отношение будет другое.

Поэтому наша задача в области высшего образования, университетского образования – это укреплять позиции наших университетов. Понимаете, я об этом неоднократно говорил и здесь тоже скажу: это же очень обидно, когда наши ведущие университеты, где, я уверен, прекрасное образование, и у вас, уверен, здесь прекрасное образование, не входят ни в сотню, ни в пять сотен мировых высших учебных заведений. С чем это связано? С тем, что мы не умеем работать, кстати. Потому что как определяется рейтинг высшего учебного заведения? По ряду признаков, в том числе по количеству цитируемых публикаций, по реальным научным трудам. У нас очень часто этим просто не занимаются, а нужно продвигать бренд своего университета. Это, в конечном счёте, будет создавать и возможности для того, чтобы этот университет был известен, чтобы к нему соответствующим образом относились, с уважением. А сейчас у нас даже такие ведущие вузы страны, как Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, еле-еле входят в первые три сотни, а то даже иногда по некоторым рейтингам и в пять сотен не входят. Я вам скажу, мне это обидно, я всё-таки учился и преподавал в Санкт-Петербургском университете. Я уверен, что это вуз, где образование ну уж точно не уступает огромному количеству высших учебных заведений, которые есть в этих рейтингах. Но мы не умеем себя предъявлять. Надо учиться – учиться правильным образом позиционировать себя на международной арене, это важная задача для нас всех.